fbpx

Те, кто видят всё. Интервью с обсерверами Maincast

Мы все любим красивые матчи. Однако для того, чтобы зритель увидел все прелести Dota 2, усилий одних только команд недостаточно. Ключевые моменты игры нужно еще уметь показать. Мы поговорили с обсерверами студии Maincast —  Дмитрием ‘Limonch1Q’ Хоменко и  Александром ‘Veilen’ Галущенко — и узнали о начале их карьеры, новшествах на трансляциях и взаимодействии с комментаторами. Самые интересные подробности их работы уже в нашем материале.

Доброго дня! Расскажите немного о себе. Чем вы занимались до того, как стали обсерверами?

 Дмитрий Limonch1Q’ Хоменко: Меня зовут Дмитрий Хоменко, мне 24 года, живу в Киеве и работаю в Maincast.

До работы обсервером я много где трудился: и оператором в колл-центре, и консультантом в магазинах электроники. Даже на стройке маляром (это была моя первая работа, особо не заморачивался в 18 лет, думал, поработаю месяцок — заработаю денег и поеду на концерт Linkin Park, но так туда и не попал). Короче, обычный работяга из чата.

Дмитрий 'Limonch1Q' Хоменко

Можно сказать, я не мог найти работу, которая была бы мне по душе и так блуждал… Самое забавное в этом всем, что у меня была одна из лучших школ Киева (British International School), после которой я закончил хороший экономический факультет (но я себя не видел в этом деле) и просто шел туда, куда быстро возьмут.

 Александр Veilen’ Галущенко: Привет! Меня зовут Саша, живу в Киеве, на данный момент работаю первым обсервером в студии Maincast. Раньше я занимался разными вещами, связанными с Дотой в Starladder и RuHub, начинал с судейства фасткапов, будучи ещё студентом. До того только учился, подрабатывал летом и не планировал заниматься чем-то подобным. Собственно, моя первая работа в киберспорте изначально и была одной из таких подработок.

 Александр 'Veilen' Галущенко

Кто-то хочет стать профессиональным игроком, кто-то комментатором, но мало людей задумываются о карьере обсервера. Как вы к этому пришли?

Limonch1Q: Я сам даже не знал, что есть такая работа как обсервер. 🙂 Просто в один чудесный день мне позвонил Алексей Воронов [ответственный за организацию турниров, на данный момент является соучредителем Maincast. Прим. ред] и предложил поработать. Я не знал, где и что делать, но уже тогда понимал, что я хочу там быть. На тот момент это была студия RuHub.

В офисе меня посадили за компьютер, познакомили с Александром Галущенко, который является основным обсервером. Он показал и объяснил мне азы профессии, и так я тренировался две недели, после которых мне сообщили, что я буду соло обсервером на квалификациях к, кажется, The Kiev Major. Так и начался мой путь.

The Kiev Major

Veilen: Тут всё довольно просто. Как я уже писал выше, раньше я уже работал в сфере Доты, относительно неплохо в ней разбирался. Когда появилась нужда в обсерверах, мне предложили попробовать. Эта профессия в первую очередь использует твое понимание игры, это меня подкупило. Плюс смотреть профессиональные матчи всегда весело (ну, почти всегда 🙂 ) Так что я согласился и не прогадал.

Порой быть в нужном месте в нужное время сложно. Вы совершенствуете это умение или есть определенное чутье? Как тренировать этот навык?

Limonch1Q: Я думаю, что этот навык зависит от понимания игры, личного скилла и опыта. К примеру, когда образная Lina Lina стоит в миде, то ты должен понимать, что скоро она получит шестой уровень и зарядит ультимейт в образного Storm Spirit Storm Spirit, так что нужно внимательно наблюдать по мини-карте где Lina Lina и может ли она убить героя.

Veilen: Во-первых, это чутье, связанное с твоим пониманием происходящего на карте. Во-вторых, внимательность.

Чтобы тренировать первое, нужно повышать свой уровень игры, для этого лучше всего просто больше играть. Также очень полезно смотреть профессиональную Доту.

Скилл в Dota 2 влияет на качество работы?

Limonch1Q: Да, скилл очень важен в обсервинге: чем лучше ты играешь, тем лучше понимаешь и читаешь игру. Отвечая сразу на ваш вопрос, сколько нужно MMR для обсервинга: скажу, что 5к +- хватит, но чем больше, тем лучше.

Помимо скилла нужно еще осознавать, что показать три фрага в разных точках — это, конечно, круто, но камера, летающая по всей карте, будет выглядеть ужасно. Лучше упустить неважные убийства, а значимые показать красиво. Это как снимать кино. 🙂

Veilen: Да, безусловно. Это первое и самое важное качество для обсервера. Чем лучше ты играешь, тем лучше ты читаешь происходящее, тем проще тебе понять, где на карте сейчас может случиться что-то интересное. У тебя больше шансов заметить что-то любопытное в игре и акцентировать на этом внимание комментаторов и зрителей.

сколько нужно MMR для обсервинга

Насколько я знаю, оба обсервера русскоязычной студии The International 8 на данный момент представляют Maincast. Операторы получают инвайт в том же формате, как и остальные таланты?

Limonch1Q: Да, именно так. Я и Александр работали на International 8 и сейчас трудимся в Maincast. Исходя из того, что я знаю, таланты получат инвайт раньше, чем продакшн. Больше информации у меня по этому поводу нет.

Veilen: Если честно, то я понятия не имею, как дела обстоят с талантами. Лично мне просто пришло письмо на почту.

Давайте поговорим о переходе в новую студию. Во время трансляции квалификаций The International 8 все зрители были поражены именно качеством обсервинга. Как пришли новые идеи и почему вы решили изменить подход к освещению матчей?

Limonch1Q: О создании новой студии я узнал в марте. Вместе с этой новостью я получил предложение работать в Maincast обсервером. Задача у нас была непростая. Мы должны были стать лучшей русскоязычной студией и получить инвайты на International 2018. Новые идеи генерировались всей командой, каждый предлагал что-то свое. Так появились новые фишки, которые вы могли наблюдать во время трансляций. Мы очень рады, что вам понравилось.

Veilen: Что касается качества… для меня это все ещё очень странно слышать. Не думаю, что лично я сколько-нибудь значительно улучшил свои навыки по сравнению с тем, как работал раньше. Просто до этого никто особо не обращал внимания на уровень обсервинга, если только тот не был исключительно плох. В этом вся фишка такой работы — чем лучше ты ее делаешь, тем меньше зритель о ней думает. Но в целом могу сказать, что мотивация во время квалификаций была очень высокой, это тоже, безусловно, сказалось.

Всегда хочется сделать лучше, чем было, всегда можно что-то усовершенствовать. Такие дела.

Кто придумал фишки с показом карты, необычным ракурсом камеры и дополнительной информацией?

Veilen: Идея эта пришла из CS. Один из наших режиссеров является большим фанатом Counter-Strike и давно хотел сделать что-то подобное на пролеты перед началом раундов еще и в Доте. Я, когда первый раз об этом услышал, подумал про себя: ну какие полеты по карте в Доте, что за ересь. Но после того, как мы нашли способ это реализовать, я понял, что очень сильно ошибался. Карта невероятно красива, показать есть что и полетать есть где, тем более, что в игре, увы, часто присутствуют паузы. Одну и ту же сцену с разных камер показать — это ж вообще классика жанра и выглядит отлично. Правда, мы до сих пор стараемся сбалансировать и довести до ума в какие моменты стоит это включать, чтоб прям ПогЧамп, а когда это будет просто дезориентировать зрителя.

На The Kuala Lumpur Major мы увидели операторские новшества. Например, отдельный таймер кулдауна ключевых способностей. Признайтесь, есть ли у вас еще козыри в рукаве?

Limonch1Q: Конечно, козыри у нас есть. Мы стараемся постоянно придумывать новые идеи и их визуальное оформление. На каждый турнир мы стараемся показать что-то новое.

Если я не ошибаюсь, впервые обсерверы появились в эфирах англоязычной студии. Можете рассказать об особенностях, которые вам нравятся на их трансляциях?

Limonch1Q: Да, первые обсерверы появились на англоязычных студиях. Когда я только начинал учиться обсервингу, я старался чаще смотреть их трансляции, в частности те, на которых работал  PimpmuckL. Честно говоря, сейчас я уже не сильно слежу за их эфирами. Самая запоминающаяся особенность их трансляций, на мой взгляд, это вывод камеры обсервера.

Veilen: Стабильно высокий уровень качества — это то, что мне нравится в первую очередь. Заходя на трансляцию ты можешь быть абсолютно спокоен за свои глаза.

Ещё мне нравится, как они работают в паре и показывают экшн в двух разных частях карты. У них отлично получается.

Не только игроки, но и комментаторы смотрят на игру глазами обсервера. Обговариваете ли вы с кастерами детали матча заранее? Может, кто-то просит обратить внимание на определенные моменты?

Veilen: Забавно, но у нас это работает в другую сторону — обычно я прошу их не слишком говорить о том, чего не видно на карте. Поэтому я всегда доволен, когда у кастеров забирают компьютеры и оставляют только мой экран — так спокойнее 😉

Но во время матчей комментаторы часто просят обратить на что-то внимание, и тут, конечно, грех не включить. Когда слова подтверждаются картинкой, получается просто замечательно.

The Kuala Lumpur Major

Limonch1Q: Да, мы общаемся с комментаторами по поводу предстоящих матчей, делаем прогнозы до игры, а после обсуждаем ее.

Насколько вы загружены? Какое количество обсерверов необходимо для освещения матча, турнира?

Limonch1Q: В первую очередь это зависит от самого турнира. Возьмем, к примеру, прошедший The Kuala Lumpur Major. Он начинался в четыре ночи по киевскому времени, и в среднем за день проходило четыре bo3-матча. При этом в студии нужно было быть за полтора часа до эфира.

Для полноценного освещения турнира нужно два обсервера и один пролетчик.

Veilen: Во время крупных турниров загруженность очень большая. У нас система такая, что на всех матчах мы трудимся одной командой, где у каждого своя роль. Я всегда работаю первым обсервером, зачастую по 12+ часов в день. Со временем привыкаешь. А ведь есть еще люди, которые столько же на других позициях. Мне кажется, в четыре обсервера можно идеально отработать любой крупный турнир, даже с очень длительными игровыми днями.

Как вы готовитесь к матчу?

Limonch1Q: Главная подготовка к матчу — это хороший сон.

Veilen: Частенько смотрю дотабаффы проигроков, кто на чём играет и с какими билдами. Хотя подготовкой то особо это и не назвать — мне просто интересно.

Как вы объясняете свое занятие тем, кто ничего не понимает в киберспорте?

Limonch1Q: Лучше всего незнакомые с киберспортом люди понимают мою профессию на примере футбольного матча. Комментатор не может сам увидеть все футбольное поле, поэтому ему нужны операторы, которые будут управлять камерой и следить за тем, куда летит мяч, как на это реагируют защитники, вратарь. Как на основе их картинки футбольный комментатор освещает матч, так и на основе моей картинки комментаторы освещают игру. Основное отличие в том, что моя работа проходит за компьютером.

киберспорт

Veilen: Говорю, что занимаюсь интернет трансляциями. Объяснить конкретнее трудновато.

Завершит наше познавательное интервью блиц. Итак, чего больше: героев, на которых умеет играть  Solo, или firstblood, которые пропустил  v1lat?

Limonch1Q: Героев всего 116, а игр много и будет еще больше. Отдаю голос за  v1lat.

Veilen: Это очень легкий вопрос. Количество героев в Доте ограничено. А у таланта Виталия sky is the limit [не существует предела. Прим. ред].

Назовите лучший матч, который вы обсервили.

Limonch1Q: Естественно, это гранд-финал The International 2018, в котором сошлись  PSG.LGD и  OG.

Veilen: Третья карта финала виннеров TI8 между  PSG.LGD и  OG, без вариантов.

Назовите матч, который вам бы хотелось показать больше всего. Как из уже сыгранных, так и возможных только в фантазии.

Limonch1Q: The International 2013, матч  NaVi против  Alliance в гранд-финале.

Veilen: Из сыгранных — скорее всего, это была бы вторая карта между  TongFu и  NaVi на третьем The International.

Если немного пофантазировать… Пожалуй, матч на TI6  Wings против TI7  Liquid до того, как обе команды стали чемпионами мира.

Наконец, какую ошибку обсерверу нельзя простить?

Limonch1Q: Если не учитывать пропуск рабочего дня, то я бы сказал, что это пропущенный First Blood в шоуматче 1х1.

Veilen: Наплевательское отношение.