fbpx

Hearthstone от Blizzard переломила жанр карточных игр и зря ли ругают Artifact

В тот момент, когда разработчики Artifact объявили, что игра будет распространяться на платной основе, многие игроки начали заранее хоронить детище компании Valve. Позже, Вентили подробнее объяснили модель получения новых карт — их можно будет достать из бустеров или же купить за реальные деньги, что вызвало резонанс среди игровой аудитории будущего релиза прямого конкурента “Heartstone”. В этот момент стало понятно, что карточная игра от Метелицы уж слишком изменила понятие о жанре карточных онлайн-игр. Heartstone сделали из карточных игр больше, чем тактическое противостояние, сродни шахматам — теперь это была удобная и комфортабельная игра для коротания времени, где матч был быстрым, начальные игровые механики незамысловатыми, а геймплей красочным и увлекательным.

Релиз Heartstone, как феномен

До появления Heartstone, бесплатные карточные игры были большой редкостью. Максимум — можно было использовать базовые колоды, которые редко давали много возможностей для игры на профессиональном уровне. Практически все карточные игры выпускались с тегом Collectible или Trade, что значило заранее распределенную стоимость игровых карт. Это вносило явный дисбаланс в игровой процесс и предопределяло победителя, в зависимости от количества денег, отправленных разработчикам на те или иные “решающие” карты. К тому же, соперников для сетевой игры можно было найти только в тематических клубах — карточные игры, в компьютерном варианте не были еще так распространены.

Релиз Heartstone привнес огромное количество новых фич в жанр, которые сейчас считаются маст-хэв практически всех схожих игр, как для онлайн-схваток, так и для сингл-плея. Близзард предприняли попытку вывести карточные игры в разряд киберспорта, как раз активно набиравшего обороты в те времена — и у них получилось. Карточная игра от Метелицы произвела фурор на рынке онлайн игр и расширила рамки “клуба” любителей посверкать легендарками — теперь можно было не покупать сотни коллекционных наборов, чтобы собрать именно ту, необходимую, колоду — достаточно было сыграть несколько игр во время обеда и вечером, таким образом продвигаясь в прогрессе. В игре появился гринд и фарм — что привело в Heartstone множество фанатов ММОРПГ от Близзард и других поклонников сетевых игр. Кастомизация колод привносила разнообразие в игровой процесс и перебрасываться картами не надоедало даже при всех легендарно-драконовых “тузах” в рукаве.

“В последующие годы после релиза Heartstone, многие крупные игровые компании начали выпуск собственные карточные игры в собственных сеттингах. Вышли карточные игры в сеттингах Thw Witcher, The Elder Scrolls. Даже одни из основателей жанра — Magic: The Gathering — быстро подняли свой геймплей к новым онлайновым правилам и выпустили свою Magic Arena. Карточная революция от Близзард быстро продиктовала новый порядок вещей в индустрии онлайн игр столь специфической тематики — пользователи более не хотели платить за набор плоских пикселей, но они хотели играть в карты. Для этого модель распространения подобных игр должна была быть изменена всеми разработчиками — или их игроки по-просту уходили в Heartstone.”

Новая игра от Близзард оказалась столь крутой из-за нескольких факторов. Прежде всего, карточные игры это теперь быстро, дешево и весело. Любители каноничных сражений, конечно, были несколько огорчены привнесением экшн-составляющих в медитативный процесс накрывания одних монстров другими, но зато в игру пришло множество новых игроков. Матчи теперь были быстрые, карты доставались бесплатно после прохождения определенных этапов игры или за внутреигровую валюту, зарабатываемую как в онлайн-боях, так и в схватках против ботов. Теперь новые карты можно было фармить. А фарм привлекает игроков. И в частности тех, которые платят за фарм. Так игра получила и прилив новых сил для роста популярности, и большое количество пользователей, вкладывавших деньги в игру. Игра завоевала себе аудиторию зрелых пользователей, но и в школах на каждой перемене можно было найти парочку соперников. Новости Heartstone пестрили новыми обновлениями, которые заставляли игроков оставаться в игре даже при достижении максимального прогресса прошлых патчей — излюбленная система Blizzard еще с World of Warcraft.

Artifact против системы

Valve вполне могли бы сделать свое карточное детище бесплатным, и это бы привело в игру множество новых пользователей, в том числе — из Heartstone. Но Вентили решили вернуться к той модели распространения, которая использовалась MTG — все игровые карты были полезными и получить их просто так не получится. Более того, Valve решили обвесить геймплей новыми опциями, что повиляло на итоговое время каждого матча — он теперь вышел за рамки стандартных 10-15 минут, к которым привыкли игроки Heartstone.

В итоге получилось, что Вентили захотели вернуть карточные игры к их каноничному виду, на которое не жалко тратить деньги. Игра должна была приобрести более “коллекционный” оттенок. При этом, разработчики не поскупились на новинки — это вам и сразу три игровых стола, новая гибридная схема цветов и маны, уникальная фаза боя и привнесение в игру героев. Кроме того, разработчики добавили в игру уникальный для ККИ турнирный режим, которого не было и у главного их конкурента — у Heartstone. Но пользователям он оказался не очень-то и нужен, поэтому этот момент остается спорным до сих пор.

Valve пошли в направлении напряженных длительных матчей, которые были больше похожи на MOBA-сражения, чем на быстрые аркадные бои Heartstone. Эмоций от них тоже было больше, что было в новинку поклонникам “новых карточных игр”, которые кроме игровых механик Heartstone, с карточными играми не сталкивались вообще.

В бесплатных онлайн-играх обычно действует схожая модель оплаты за игровые услуги — в большинстве случаев, вместо денег, игроки тратят свое время, а вместо удовольствия получают прогресс в рейтинге или новые карты для коллекции.

Artifact показывал, что для веселья и приятного процесса игры вовсе не нужен турнирный ладдер. Если игрок хочет вызов — пусть покупает билет ценой в 1 доллар, если он хочет соревнований — пусть участвует в чемпионатах. Как и в легендарной Magic:The Gathering.

Бесплатный Artifact

Для начала игры всем игрокам придется пройти регистрацию и купить, собственно, игру — она распространяется по цене 1390 рублей, что составляет 20 баксов. Valve не стали снижать цену для разных регионов, чтобы карты не обесценились на общемировом рынке. На нынешнем рынке, модель распространения MTG предполагает обязательную плату даже за базовый комплект карт, так как все они равны по ценности и пользе. Сейчас любая колода карт будет стоить не менее тысячи рублей — для сравнения, в США пресловутая PUBG стоит 25 долларов.

За 1390 рублей стоимости самой игры пользователь получает сразу 2 колоды, 5 билетов для участия в турнирах и 10 наборов по 12 карт в каждом. Десять новых наборов карт можно приобрести во внутреигровом магазине по 1350 рублей, а пять игровых комплектов обойдутся в 340 рублей. За 20 долларов в магазине Heartstone можно купить 18 комплектов по 5 карт вместе со стартовым бустером и инвайтом на арену.

В итоге, за одинаковые деньги ситуация в двух играх практически идентичная — ни в Heartstone, ни в Artifact собрать приличные сильные колоды не получится. При этом, в карточной игре от Метелицы игроку придется действовать с тем, что у него есть на старте, а карточное детище Вентилей предлагает больше разнообразия для расширения своих игровых возможностей.

Сейчас в Артифакт есть три основных игровых режима, подходящих новичкам. При чем один из них — это временный ивент, связанный с праздниками или выпуском новых дополнений. Принцип игры там очень похож — игроку предлагается выбрать из нескольких заранее заготовленных колод и с этими картами отправиться выбивать себе очки, за которые можно покупать различные награды. Второй режим — обычный сингл драфт, когда каждый игрок сначала выбирает себе пул из 60 карт, а затем сражается на стандартной игровой арене выбранными картами до двух поражений или пяти побед. Третий режим предполагает некоторые ограничения для колод игроков, в остальном похож на стандартный сингл-драфт.

Для тех игроков, кто нацелен на результат и сборку оптимальной колоды для соревнований, но не готов вкладывать реальные деньги на покупку комплектов из магазина, существуют специальные экспертные драфты — фантомный и комплектный. Разница между режимами — в первом каждый игрок платит за входной билет и оставляет себе весь лут, а во втором — платит сразу два билета и отдает пять наборов карт, но забирает себе все собранные карты вместе с дополнительными призами за участие в режиме. Если играть с соотношением три победы из пяти, то билеты для участия у вас никогда не кончатся, а если из пяти матчей вы выиграли четыре или все пять раз — вас ждут еще и дополнительные призы и бустеры.

Почему комьюнити ругает Artifact

Valve удалось выпустить по-настоящему продуманную и стратегически сбалансированную карточную игру, которая не совсем вписывается в продиктованные Heartstone правила жанра. Сразу нужно сказать, что подходит она далеко не всем — об этом даже нет особого смысла говорить, так как ККИ изначально позиционируются явно не как массовый продукт. Судя по всему, разработчики Artifact, среди которых и создатель Magic:The Gathering, решили снова сменить правила игры жанра и перенести все излюбленные фанатами канона карточных игр особенности из картонной инкарнации тактических сражений на мультиполигональные столы в режиме онлайн.

В случае с Heartstone, студия тоже откровенно поэкспериментировала с жанром, и при этом вышло у них очень даже неплохо. За эти фичи пришлось заплатить упрощением геймплея и ценностью игровых коллекций. Если бы Heartstone изначально была платной, то релиз Artifact не был бы столь обескураживающим и новым, что принесло бы ему большую начальную аудиторию. С другой стороны, Artifact могла и не дожить до момента релиза. Сейчас Вентили продолжают экспериментировать со своей новой игрушкой, но уже в совершенно другой плоскости.

Говорить о том, удался ли эксперимент все еще рано — Artifact еще не набрал обороты и новые игровые режимы не завоевали себе статичную аудиторию поклонников. Впереди игроков ждет еще множество дополнений, среди которых рейтинговая система, новые турнирные режимы и новые сеты карт. Учитывая ситуацию с одинаковой ценностью разных карт, это может означать кардинальное изменение геймплея с каждым апгрейдом игровой версии ККИ. Релиз игры и так можно вполне назвать успешным, учитывая что с выпуска игры прошла всего неделя.